Методичний банк


Тема: «Розмножение и развитие птиц. Гнездовые и выводковые птицы»

Цель: расширить и углубить знания учащихся о разнообразии птиц, особенностями их размножения и развития; дать понятие о гнездовых и выводковых птицах, рассмотреть особенности каждого вида, найти основные различия между выводковыми и гнездовыми птицами; развивать умение работать с научно-популярной литературой, самостоятельно подбирать нужный материал; продолжать формировать навыки работы в группе; учить работать над проектами; воспитывать интерес к орнитологии, осуществлять природоохранное воспитание.
Оборудование.: учебные таблицы, мультимедийная презентация, видеоматериал, ученические проекты, рабочая карта, натуральные объекты.
Формы работы:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы работы: рассказ с элементами беседы, творческая работа, ученические презентации, просмотр видео.
Тип уроку: комбинированный, урок-проект.

ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Сегодня я хочу начать урок со слов Т.Шевченка
«Ботанике и зоологии необходими восторг…
А восторг этот приобретается только глубоким
пониманием красоты, бесконечности,
симметрии и гармонии в природе.» писал он в одном из писем Залескому.
Тема урока «Розмножение и развитие птиц. Гнездовые и выводковые птицы»
Говорят что «Все живое  - из яйца»
1. Учитель. Сегодня я приглашаю вас в мир орнитологии. Мы будем удивляться и восхищаться, выдвигать гипотезы, разгадывать загадки природы и все больше убеждаться в том, как прекрасен и удивителен мир птиц
2. Обмен комплиментами
ІІ. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ.
Давайте вспомним,  что мы изучали на прошлом уроке о птицах.
Фронтальный опрос Мозговой штурм.
1.     Составьте визитку птиц.  2м.
2.     Из каких отделов состоит тело птиц.
3.     Уточните черты  приспособленности птиц к полёту
Биц-опрос. Взаимопроверка. 3м.+2м.
1.     Конечности, обеспечивающие полет птиц.  (крылья)
2.     Расширение пищевода у голубя. (Зоб)
3.     Какое сердце у птиц? (четырехкамерное)
4.     Грудная кость. (Киль)
5.     Покровы тела птиц. (перья)
6.     Способ дыхания у птиц. (двойное)
7.     Какого органа выделения нет у птиц? (мочевого пузыря)
8.     Какие органы чувств развиты у птиц лучше? (зрение и слух)
9.     Роговой чехол покрывющий кости челюсти. ( клюв)
10.                       Птица – символ  любви и верности. (лебедь)
11.                        Самый лучший певец среди птиц. (соловей)




1.     Вопрос
Ø Почему поют птицы?

Об этом и многом другом мы узнаем сегодня на уроке.
  Напоминаю Тема нашего урока: «Розмножение и развитие птиц. Гнездовые и выводковые птицы»

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
1.     Размножение птиц.
 Рассказ учителя с элементами беседи, просмотром видеоматериала и презентации.
Брачное поведение птиц.
Меняется ли поведение птиц в брачный период? Как?
Просмотр видеоматериала «Брачное поведение птиц»»
1.Что является главной целью брачного поведения птиц?
 В чем оно может проявляться?
У большинства видов птиц обязательным элементом брачного поведения является брачная песня. Как вы думаете каково ее значение?
2.     Половой диморфизм
3.     Разнообразие формы и цвета яиц
Птицы выбирают себе пару один раз на всю жизнь или изменяют ее при каждом спаривании?
Приведите примеры таких птиц.
Так, в птичьем мире встречаются как моногамные (у которых пара избирается раз на всю жизнь), так и полигамные виды (которые во время каждого спаривания меняют партнера).
2.Разнообразие гнезд
Половая система птиц.
Рассказ учителя с использованием таблицы «Половые органы птиц»
   Из половых органов у самки есть только левый яичник и маточная труба, которая открывается в клоаку.
   У самцов присутствует пара бобоподибних семенников, которые размещаются у почек и два семявыносящих канальцев, открываются в клоаку.
   Оплодотворение у птиц внутреннее, развитие зародыша происходит в яйце.

Загадка. Кто рождается дважды?
 Почему так говорят?
 Почему зародыш находясь в яйце НЕ задыхается??

Строение яйца птиц. Лабораторное исследование.

1.Изучение строение куриного яйца на натуральном объекте.
2.Заполнение карточки, взаимопроверка
3.Изучение строения вареного яйца…


Стадии развития зародыша
Типы развития птиц по степени физиологической зрелости
   птенцов в момент вылупления делят: выводковые, гнездовые и промежуточные.

Презентация мини-проекта «Выводковые птицы»
Ученик1 У многих птиц птенцы вылупляются полностью покрытые пухом, с открытыми глазами и через некоторое время могут оставить гнездо и следовать за взрослыми птицами. Таких птиц называют выводковыми. К ним относятся гуси, утки, лебеди. В первые дни своей жизни выводковые птенцы нуждаются в опеке со стороны взрослой птицы: обогрев, кормления, защиты и тому подобное. Особенностью этих птиц является то, что они беспокоятся о своем потомстве. В основном выводковыми есть виды которые гнездятся на открытой местности.
 Яйцо выводковых птиц отличается большим размером (50 грамм и более) и большим запасом питательных веществ. Период насиживания длится более двух недель, поэтому зрение и слух в выводковых птиц уже развитая до момента вылупления.
Презентация проекта гнездовые птицы
Учень 2.  Гнездовые птицы - виды птиц, у которых при вылуплении из яйца птенцы совсем не имеют оперения, иногда слепые и постоянно нуждаются в родительской опеке, пока не смогут самостоятельно питаться. У некоторых видов птенцы находятся в гнезде от 12 (в основном малые по размерам птицы имеющих открытые гнезда) до 60 (в основном большие по размерам птицы), а то и более дней. За это время птенцы успевают прозреть и опериться, а также набрать вес и научиться летать.  Эти птенцы долго остаются под опекой родителей: они их кормят и обогревают. Лишь после вылета из гнезда они начинают самостоятельно питаться.  Например: воробей, ласточка, аист, орлы, совы, голуби, соловьи, синицы 
 
Учень 3. Птицы - это животные, которыми не только любуются, слушая их прекрасное пение, но и возвеличивают, создавая памятники. Интересная и трогательная история создания памятника лебедю в Японии.
    На острове Хонсю есть поселок Акацуки. Школа в нем находится на берегу озера, на которое ежегодно поздней осенью прилетают лебеди. Дети и взрослые очень любят их подкармливать. В 1961 году на озеро прилетела стая, в которой был больной лебедь. Весной он не смог улететь со стаей на север, где эти птицы гнездятся и выводят птенцов. Школьники вырыли пруд возле школы.
Лебедь - его назвали женским именем Озетта - привык к детям, принимал корм у них из рук. Три года лебедь жил при школе. А весной 1964 Озетта погибла. На средства, собранные родителями, был воздвигнут памятник Озетте. Озетта - символ дружбы между народами, которых сближает стремление к миру и любовь к природе.
 
Учитель. Птица года  Дикий лесной голубь. Вяхирь. (Припутень)
 
Охрана птиц. Школьное сочинение о птицах.

IV. Закрепление изученного материала

             Гонка за лидером.
   Заполнить таблицу.
Представник
Название птици.
 Характеристика по типу развития.
Воробей домовой
гнездовой
Гусь серый
выводковый
Ласточка городская
гнездовой
Курица домашняя
выводковый




          

V. Рефлексия
ü Мне понравилось…
ü Мне запомнилось
ü Я хочу больше узнать о …

VІ. Домашнее завдание
1.     § 31изучить.
     І група – «Бескилевые»
     ІІ група – «Пингвины»
ІІІ- «Килегрудые»
2.     Подготовить интересные факты о птицах.


Б. Шоу «Мы уже научились летать по воздуху, как птицы. Мы уже научились плавать под водой, как рыбы. Нам еще осталось научиться жить на Земле,
как люди».









Немає коментарів:

Дописати коментар